Перспективы российского рынка плоского проката
Потребление плоского проката из нержавеющей стали в России в 2016 году увеличилось на 27,1%.
Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, объем российского производства плоского проката из нержавеющей стали снизился на 6,1% и составил 27338тн.
Объем российского производства плоского горячекатаного проката практически остался на уровне 2015 года и составил 23540тн. Объем производства холоднокатаного проката снизился на 31,8% до 3798тн.
27 тысяч тонн в год плоского проката - много это или мало?
В настоящее время на рынке нержавеющей стали наиболее конкурентоспособными являются предприятия полного цикла, имеющие в своем составе комплекс станов горячей прокатки производительностью ~1 млн.тн и несколько станов холодной прокатки мощностью 200-250 тыс.тн. По мнению экспертов, такие предприятия даже при загрузке 70-75% имеют наименьшую себестоимость производства и наибольшую конкурентоспособность. Напомним, что мировая структура потребления плоского проката на 80% состоит из холоднокатаного и на 20% из горячекатаного проката. Исходя из такого потребления, ведущие мировые концерны, доминирующие на рынке, строят свои производственные программы.
Есть ли возможность у России «поглощать» 750 тыс.тн плоского проката в год?
В современной России пока нет (в СССР – была), но этого и не требуется. Нержавеющая сталь является интернациональным продуктом. Из-за более высокой стоимости (по сравнению с углеродистым прокатом) нержавеющий прокат преодолевает тысячи километров, сохраняя свою конкурентоспособность.
Кроме небольших объемов производства в России, на территории всех стран ЕАЭС, СНГ и большинства стран бывшего СЭВ (кроме Словении – полный цикл и Румынии – неполный цикл) современное производство плоского проката отсутствует. Нетрудно подсчитать численность населения «белой» зоны и оценить перспективные направления сбыта.
В 2016 году основными российскими производителями плоского проката являлись следующие предприятия: ВМК «Красный Октябрь», на долю которого пришлось 65,4% (в 2015 году – 51,7%) от общего объема производства, Челябинский МК – 24,4% (38,9%), Северсталь (стан 5000 в Колпино) – 5,0% (4,1%) и Ашинский МЗ – 4,6% (4,4%).
В 2016 году, по сравнению с 2015 годом, ВМК «Красный Октябрь» увеличил объем производства плоского проката на 18,8% до 17882тн. Также на 16,6% до 1377тн увеличилось производство толстолистового проката по давальческой схеме на стане 5000 в Колпино (Северсталь).
Производство на Челябинском МК (Мечел) снизилось на 41,2% до 6664тн, в том числе выпуск плоского горячекатаного проката сократился на 35,4% до 3919тн, а холоднокатаного проката – на 47,8% до 2745тн.
Ашинский МЗ снизил объем производства плоского проката на 2,7% до 1244тн.
Нужно отметить, что объем потребления плоского проката из нержавеющей стали в РФ в 2016 году увеличился на 27,1% и составил 264,3 тыс.тн. В том числе 186,6 тыс.тн пришлись на холоднокатаный прокат и 77,7 тыс.тн на горячекатаный прокат. Весь прирост – 56,3 тыс.тн – был обеспечен за счет увеличения объемов импорта.
Как тут не вспомнить программу Минпромторга по импортозамещению в черной металлургии. Напомним, что в марте 2015 года министерство приняло план, согласно которому доля импортной продукции в потреблении нержавеющего листового проката в период с 2015 по 2020 годы должна снизиться с 86% до 49%.
Прошло два года.
Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», доля иностранной продукции в потреблении плоского проката выросла с 86,6% в 2015 году до 89,8% в 2016 году, в том числе в сегменте горячекатаного проката – с 63,2% до 70,1%, а в сегменте холоднокатаного проката – с 96,4% до 98,0%. С такими показателями трудно назвать усилия Минпромторга результативными, и тому есть простое объяснение.
Во-первых, любая программа, если она готовится не для отписки, должна базироваться на всестороннем анализе рынка, который проведен не был. Об этом свидетельствуют недостоверные исходные данные и неправильная оценка ситуации. Формальный характер плана, без указания конкретных предприятий и контроля промежуточных результатов, уже сам по себе является фикцией.
Тогда для чего или для кого принимают такие планы?
Правильно, для галочки – отчитались и забыли. Заставить отечественных производителей увеличить объем производства практически невозможно. Сами предприятия, особенно в сегменте плоского холоднокатаного проката из нержавеющей стали, не имеют в своем составе высокотехнологичного оборудования, позволяющего производить конкурентоспособную продукцию.
Остается один выход: строительство нового современного производства. Но это высокозатратный проект. У российских производителей нержавеющей стали таких денег нет, и в бюджет РФ они тоже не заложены. Рассчитывать на плечо отечественных инвесторов также не приходится. Для этого нужно, чтобы основными и гарантированными потребителями продукции являлись ГАЗПРОМ или РЖД.
Конечно, эти «монстры» используют высококачественную нержавеющую сталь, но требуемые им объемы не так велики. Все, что им нужно, они могут закупать по импорту, что и делают с большим успехом.
Многие россияне, пользуясь услугами авиаперевозчиков, метрополитена и железнодорожного транспорта, обращают внимание на новые турникеты, двери, ограждения из нержавеющей стали, а также зеркальную или шлифованную поверхность, присутствующую в отделке вокзалов, станций метро и вагонов.
Красиво, не правда ли? Все это выполнено из нержавеющей стали иностранного производства.
Пищевая промышленность физически не может обойтись без коррозионностойкой стали. Программу увеличения выпуска пищевой продукции приняли, поддерживают и финансируют, а для металла, который обеспечивает ее переработку – нет. В чем проблема?
Для производства нержавеющей стали нужны оборудование, технологии, сырье, электроэнергия, газ и трудовые ресурсы.
С сырьем в России проблем нет. Никель добывается, и почти весь с успехом экспортируется; феррохром производится, потребляется и также с успехом экспортируется. Про лом и другие ферросплавы говорить нет смысла – все есть и активно поставляется на внешний рынок.
Электроэнергия и газ: здесь административный ресурс научился решать проблемы.
Трудовые ресурсы. В одной из ведущих металлургических стран с квалифицированными кадрами проблем нет. Есть проблема с оплатой их труда, что впрочем и позволяет поддерживать конкурентоспособность.
С таким набором Россия осталась единственной металлургической страной в мире, где производство нержавеющей стали составляет менее 0,15% от общего объема выпуска стали.
В чем же дело? Правильно, в современном высокотехнологичном оборудовании, которого нет.
Точнее нет желания, чтобы оно появилось и работало на благо страны.
Если желание когда-нибудь появится, то для реального импортозамещения и создания ориентированного на внутренний рынок и на экспорт производства просто нужно создать условия иностранным инвесторам.
Точнее, принять четкую программу с госгарантиями, и результат не заставит себя ждать.
А пока этого сделано не будет, Россия продолжит вывозить сырье для производства нержавеющей стали и ввозить продукцию с высокой добавленной стоимостью, оставляя за рубежом деньги и квалифицированные рабочие места.
Источник Ассоциация "Спецсталь"