Объем российского производства основной продукции из нержавеющей стали увеличился
Российское производство нержавеющей стали в первом квартале 2023 год
Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», в первом квартале 2023 года, по сравнению с АППГ, объем российского производства основных видов товарной продукции из нержавеющей стали в России увеличился на 8,4% и составил 41,32 тыс. тонн*.
В том числе выпуск сортового проката вырос на 30,6%, плоского х/к проката – на 47,7%, первичной заготовки – на 11,3% и проволоки – на 11,7%.Объем производства сварных труб снизился на 14,6%, плоского г/к проката – на 10,0% и бесшовных труб – на 8,7%.
Объем выплавки нержавеющей стали увеличился на 23,4% и составил 32,47 тыс.тн, в том числе никельсодержащих марок стали – на 19,6% до 24,95 тыс.тн.
Напомним, что по данным WSA (ранее ISSF), объем выплавки нержавеющей стали в мире в 2022 году снизился на 5,2% и составил 55,255 млн тонн, при этом выпуск ферритных марок стали не превысил 21%.
За десять лет мировой объем выплавки нержавеющей стали увеличился на 43,5%. При этом доля азиатских производителей выросла с 73% до 83%.
По оценкам экспертов, одной из главных причин конкурентоспособности азиатской никельсодержащей продукции из нержавеющей стали является использование никельсодержащего чугуна (NPI).
В последние годы к лидерам в NPI-технологии – Китаю и Индонезии – присоединились производители Тайваня, Японии и Индии, которые также включились в проекты по производству никельсодержащего чугуна в Индонезии. Это означает, что NPI-технология ими уже отработана.
К сожалению, российские производители остаются приверженцами классической технологии (лом, ферроникель, никель), используемой странами ЕС и США.
Значительное увеличение российского производства никельсодержащих марок нержавеющей стали без "новых технологий" не позволит предприятиям полного цикла составить достойную конкуренцию азиатской продукции.
Пока о заинтересованности в использовании никельсодержащего чугуна в России ничего не слышно, хотя отечественные технологии этого процесса известны с 40-х годов прошлого века. Приобрести никельсодержащий чугун большой проблемы не составляет. Рано или поздно ограничения в РФ на экспорт нержавеющего лома отменят или смягчат, и тогда себестоимость российского производства нержавеющей стали вновь пойдет вверх, что негативно отразится на прибыли.
По оценкам экспертов, использование никельсодержащего чугуна позволяет сократить затраты на производство на 30-35%, что для никельсодержащего проката российского производства значительно превышает прибыль.
Если возможность применения NPI-технологии не будет заложена в состав плавильного оборудования «проекта компетенций», можно с уверенностью на 100% ожидать инициирования введения антидемпинговых пошлин и/или квот, как это сделано в странах с классической технологией выплавки – ЕС и США.Опыта в этом вопросе ТМК не занимать (действующие начиная с 2013 года антидемпинговые пошлины на импорт бесшовных, а потом и сварных труб).
Запретить и конкурировать – это большая разница. И производство ради производства – тоже никому не нужно.
Гражданские потребители нержавеющей стали заинтересованы в приобретении современной продукции по конкурентоспособным ценам, иначе сами станут никому не нужны. К сожалению, об этом мало говорят, а вспоминают только тогда, когда машиностроение теряет целые сегменты.
Источник: https://ussa.su